Заключение договора: проверка контрагента на риск банкротства
На что обращать внимание при заключении договора?
Работа компаний в современных реалиях требует большой избирательности в выборе контрагентов, анализе рисков заключаемых сделок и их цепочек, так как обычные методики проверки контрагента (выписка из ЕГРЮЛ, запрос уставных документов, договоров аренды помещений и т.д.) уже давно не являются исчерпывающими способами проверки рисков.

Компаниям при заключении договоров следует задаваться следующими вопросами: не входит ли контрагент в перечень компаний из пострадавших областей экономики, распространяется ли на него мораторий на банкротство (со всеми ограничениями и рисками в работе), каково в целом его финансовое состояние, не ждет ли контрагента банкротство в обозримом будущем?
Выполнив свою часть обязательств, любая компания ожидает встречного исполнения, но как быть уверенным в своем контрагенте?

Чтобы сгруппировать и правильно расшифровать финансовые показатели контрагента, помимо баланса возьмите также «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах». Данных одного лишь баланса для анализа недостаточно.

Первое, что нужно сделать, – посмотрите, сколько у компании задолженности, основных средств, запасов, нематериальных активов, денежных средств и эквивалентов. Проверьте показатели нераспределенной прибыли или убытка. Целесообразно проводить анализ в динамике за несколько отчетных периодов (например, месяцев или кварталов), обращая при этом внимание на наиболее существенные изменения строк отчетности.

Когда анализируете баланс, принимайте в расчет, какую бизнес-модель использует компания и какие показатели считаются нормой в сфере ее работы. Узнать это можно двумя способами. Первый – спросить у менеджера, который курирует заключение договора с контрагентом. Второй – выяснить самому, как в целом работают компании в области, где осуществляет деятельность контрагент. Нормативы можно посмотреть на сайте Росстата, профильных сайтах или форумах, почитать в СМИ.

Исходя из бизнес-модели и нормативов будет отличаться как вид баланса, так и методика, как группировать активы и пассивы и их анализировать.
Проанализируйте состав имущества.
Посмотреть показатели активов и пассивов недостаточно, нужно понять, из чего они состоят. Сгруппируйте активы и пассивы контрагента. Такая группировка поможет понять их реальный состав, и подготовиться к расчету показателей финансового состояния. Все сведения для таблицы берите из баланса.

Единственный показатель, в котором можно быть почти полностью уверенным при анализе баланса – это «денежные средства и эквиваленты» из строки 1250. Это самый высоколиквидный актив. Если там кроме денег указана строка «денежные эквиваленты», значит, у компании есть краткосрочные инвестиции максимальной продолжительностью три месяца, которые можно легко конвертировать в деньги. Если срок инвестиций дольше, больше 12 месяцев, их уже указывают в строке 1170 «Финансовые вложения», а если срок меньше 12 месяцев, то в строке 1240.

Рыночные ценные бумаги и активы денежного рынка, векселя – это также денежные эквиваленты, поскольку они ликвидны и не подвержены существенным колебаниям стоимости. Однако имейте в виду, что рыночная оценка бумаг может меняться.

Когда анализируете дебиторскую задолженность, обратите внимание, не растет ли от года к году этот показатель. Рост дебиторской задолженности – тревожный фактор, который может привести компанию к низкой ликвидности и утрате платежеспособности. Вероятно, большая часть такой задолженности – сомнительная, то есть неликвидная, а такую задолженность нельзя поместить во вторую – А2 или третью группу активов – А3.

Посмотреть, какая дебиторская задолженность краткосрочная, а какая долгосрочная, можно в пояснениях к балансу. Если они недоступны, помещайте всю дебиторскую задолженность в А3 или даже в А4. То же самое касается показателей запасов, если не знаете их содержание.

Обратите внимание на строку 1240 «Финансовые вложения» раздела «Оборотные активы», так как часто такие вложения имеют высокую оценочную стоимость на момент принятия их на учет, но реальная их стоимость низкая. Это ценные бумаги с установленными сроками и стоимостью погашения, вклады в капиталы предприятий и организаций, выданные займы, кроме беспроцентных, а также депозиты и приобретенная дебиторская задолженность.

Если не уверены в качестве активов, у вас нет пояснений к балансу или они не информативны, поместите такие активы в группу А3 или А4.
Когда смотрите бухгалтерский баланс и пояснения к нему, вас должны насторожить следующие опасные факторы.
1. Резко возросли запасы: например, более чем на 30 процентов по сравнению с прошлым годом. Особенно это важно в отраслях, где запасы в принципе не применяют: сектор услуг, IT, финансовый сектор.

2. Повысились отложенные налоговые активы – специфический вид дебиторской задолженности, который возник из-за разницы в расчете налога на прибыль по правилам бухгалтерского и налогового учета. Государство фактически имеет долг перед компанией, но возвращать его не собирается – сумма налога в будущем периоде уменьшится. В банкротстве и для целей расчета показателей такой актив не учитывается, уменьшая тем самым размер актива.

3. Резко возросла дебиторская задолженность – более чем на 30 процентов. Это может означать, что у компании фиктивная задолженность или «мертвые» должники либо компания не осуществляет работу по взысканию долга.

4. Увеличились «резервы по сомнительным долгам» в составе дебиторской задолженности. Эта строка в пояснениях к балансу прячет показатели фактической задолженности дебиторов, так как размер дебиторской задолженности снижается на размер резервов.

5. Уменьшились денежные средства.

6. Выросла краткосрочная кредиторская задолженность на фоне роста дебиторской задолженности и уменьшения денежных средств.

7. Произошла резкая переоценка и рост стоимости нематериальных активов. Часто так компании пытаются скрыть дисбаланс активов и пассивов, существенно увеличивают оценочную стоимость товарного знака, других нематериальных активов.

Отчет о финансовом результате
В отчете указывают основные финансовые показатели компании: выручку, затраты, прибыль и налоги, которые нужно заплатить. Показатели в отчете понять легко, основная задача при анализе – сравнить их в динамике и со среднеотраслевыми показателями.

Когда анализируете отчет о финансовом результате, обратите внимание на следующие опасные факторы.

1. Увеличиваются за последние два года внереализационные расходы и доходы. Это может означать, что основная деятельность компании убыточна или имеет низкую рентабельность.

2. Снижаются существенно, то есть более чем на 30 процентов от показателя прошлого года показатели выручки, прибыли от продаж, чистой прибыли.

3. Растут коммерческие и управленческие расходы при снижении или сопоставимой с прошлыми периодами выручкой. Этот признак может свидетельствовать о том, что менеджмент компании, который чувствует ее нестабильное финансовое состояние, пытается защитить свои финансовые интересы.

4. Увеличиваются год от года показатели из строки баланса «Проценты к уплате». Это значит, что компания годами наращивает заемный капитал, что может означать нехватку денежных средств на операционную деятельность компании.

Отчет о движении денежных средств
Чтобы увидеть реальное движение денег, посмотрите в отчет о движении денежных средств. В отличие от статей учета баланса в нем находится только аналитическая информация. В отчете найдете информацию о платежах и поступлении денег и денежных эквивалентов, об остатках денег на начало и конец периода.

Увидите, откуда генерируется основной денежный поток компании, сколько денег приносит текущая деятельность, какова разница между поступившими и возвращенными заемными деньгами.

Также в отчете указывают данные инвестиционной деятельности. Например, о продаже или покупке внеоборотных активов, акций или долей других компаний, приобретении прав требований к третьим лицам, о возврате компании выданных займов.

В отчете о движении денежных средств смотрите три раздела.

Первый раздел показывает денежный поток от текущей деятельности. В нем увидите, как меняется потребность в деньгах в связи с изменением деловой активности. Узнаете ответ на вопрос: способна ли компания генерировать деньги в процессе текущей, операционной деятельности? Ключевой показатель — чистый денежный или операционный денежный поток.

Во втором разделе – денежный поток от инвестиционной деятельности. Увидите, как поступают и используются деньги, которые связаны с движением долгосрочных активов. Узнаете ответ на вопрос: способна ли компания развиваться за счет собственных источников получения денежных средств? Характеризует движение денег, которое связано с изменением собственного капитала и кредитов.
Третий раздел рассказывает о денежном потоке от финансовой деятельности. Узнаете, достаточен ли поток денег, чтобы погасить долгосрочные обязательства, для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности контрагента.

При анализе отчета о движении денежных средств внимательно изучите первый блок, где видно, насколько успешно работает бизнес. Например, при положительном сальдо от текущих операций можно сделать вывод, что компания разумно ведет основную деятельность.
Обратите внимание на рост показателей из строки «прочие платежи». В них компания может «спрятать» как выданные под отчет деньги сотрудникам, так и штрафные платежи по договорам или расходы на благотворительность. Проверить, так ли это, нельзя, если нет доступа к бухгалтерии, но это тревожный знак, о чем лучше уточнить у контрагента.

Проанализируйте движение денег от получения и погашения займов, вложения в ценные бумаги и права требования. Рост поступлений по займам, вложений в финансовые активы без соразмерного поступления денег от реализации таких активов может быть тревожным сигналом.

Изучайте все показатели в динамике, сравнивайте с показателями предыдущих лет или кварталов, желательно за три последних года. Выявляйте факторы, которые оказывают влияние на изменение целевых
показателей: анализ внешней среды работы, внутренних изменений. Устанавливайте взаимосвязь между ключевыми показателями и факторами внутренней и внешней среды. Например, на финансовые показатели могла повлиять пандемия, резкий скачок валюты, законодательное изменение регулирования отрасли, отдельные события из жизни компании, например смена собственника
Made on
Tilda